Понятия вертикального и горизонтального анализа имеют как общие черты, так и явно противоположные. В первую очередь следует отметить, что понятия вертикальный и горизонтальный анализ в корне дают характеристику этих категорий. Именно два этих анализа абсолютных показателей деятельности предприятия позволяют наиболее объективно установить, насколько эффективной была деятельность фирмы в плане прибыльности и рациональности, а также в целом оценить работу предприятия за отчетный период. Понятия вертикального и горизонтального анализа включают общие методики, позволяющие провести исследование деятельности предприятия на основании данных, отраженных в его финансовой отчетности. Под понятие методик подразумевается целый комплекс методов для анализа экономических показателей, причем как на конкретный временной интервал, так и в сравнении с показателями предыдущих периодов деятельности.
Под понятием вертикальный анализ понимается перевод показателей стоимостных в процентные, при сравнении их с общей частью, берущейся за единицу или сто процентов. Под горизонтальным анализом подразумевается сравнение показателей, характеризующих итоги деятельности предприятия в различные временный периоды, причем сам интервал может выбираться по желанию владельца предприятия, при этом допустимо включать в анализ даже этапы начала работы фирмы. При любом вертикальном анализе абсолютных показателей работы фирмы должны обязательно учитываться все факторы, влияющие на этот процесс, и при этом итогом вертикального анализа должно стать однозначное решение об эффективности деятельности предприятия. Совершенно не лишним будет включить в выводы горизонтального и вертикального анализа также и определение перспектив развития этого предприятия.
Применяется понятие вертикального и горизонтального анализа как для комплексного исследования работы предприятия, так и по отдельные ее категориям. Допустим, что в течение отчетного периода предприятие осуществляло валютные операции, значит, подобные категории немного изменят свои характеристики, что должно быть непременно учтено при проведении анализа. Переоценить важность вертикального и горизонтального анализа невозможно, поскольку их проведение – обязательная процедура для выявления перемещения всех средств и имущества предприятия, а также для определения основных тенденций в развитии предприятия.